Управляющая компания «ЭКС», подконтрольная губернатору Пермского края Олегу Чиркунову, проиграла в суде третьей инстанции дело против калининградского ОАО «Торговый дом “Семья”». «ЭКС», управляющая торговой сетью «Семья» в Перми и Уфе, требовала через суд прекращения использования калининградской фирмой товарного знака «СемьЯ». По мнению истца, торговый дом из Калининграда использовал обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным пермской компанией. Однако уже третий суд отказывает УК «ЭКС» в удовлетворении иска.
В пошлом году ООО «Управляющая компания “ЭКС”» обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к ОАО «Торговый дом “Семья”». УК требовала «прекратить незаконное использование товарного знака «СемьЯ» путем удаления его с вывесок магазинов (универсамов), с пакетов, иных материалов, из документации, рекламы и сети Интернет и взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака в размере 50 000 рублей», – сообщается в исковом заявлении.
В сентябре 2009 года суд вынес решение об отказе в иске. УК «ЭКС» попыталась обжаловать это решение в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде. Но в феврале 2010 года было вынесено постановление оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Тогда УК «ЭКС» обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Судебное разбирательство состоялось 27 апреля. Суд оставил в силе решение Арбитражного суда Калининградской области.
Как указано в решении суда, УК «ЭКС» является владельцем товарного знака «СемьЯ» в отношении товаров и услуг по четырем товарным классам. Как правообладатель товарного знака УК «ЭКС» внесена в соответствующий государственный реестр 29 марта 2004 года. Срок действия регистрации истекает в 2013 году.
Товарный знак «СемьЯ», принадлежащий УК «ЭКС», зарегистрирован как комбинированный, состоящий из изобразительного и словесного элементов. Напомним, изобразительный элемент представляет собой цифру 7 и ее зеркальное отражение. Между цифрами размещается буква «я», сверху нарисован круг. Таким образом, получается схематическое изображение человека. Логотип выполнен с использованием желтого и зеленого цветов.
Товарный знак торгового дома «Семья» из Калининграда внесен в государственный реестр 11 ноября 2008 года. Срок действия регистрации истекает в 2017 году. Товарный знак калининградской фирмы представляет собой слово «Семья», написанное белыми буквами на зеленом фоне; над буквой «м» изображено сердце. Торговый дом использует товарный знак в деловой документации, в рекламных целях, на своем сайте, в качестве вывесок на своих магазинах в городах Калининград, Гусев, Балтийск, Зеленоградск, Мамоново, Пионерский, Светлогорск, Черняховск и поселок Янтарный.
Сравнив два товарных знака, суд пришел к выводу об отсутствии сходства до степени смешения «в силу различий исполнения изобразительных элементов, применяемых графических изображений и цветовой гаммы». Кроме того, торговый дом «Семья» зарегистрирован как юридическое лицо еще в 1998 году. По закону, владелец фирменного наименования может использовать его на вывесках, в рекламе, документах и т. д. В связи с этим суды трех инстанций отказали УК «ЭКС» в удовлетворении исковых требований.
«Мы сейчас обдумываем наши дальнейшие действия, – отметила в беседе с корреспондентом 59.ru директор ООО «Управляющая компания “ЭКС”» Елена Жданова. – Нужно определить наши сильные стороны и понять, куда двигаться дальше. Мы считаем, что наши права нарушены, что товарные знаки сходны до степени смешения, но суд с нашими доводами не согласился, приняв решение по формальным признакам». Г-жа Жданова не исключает, что будет проведена дополнительная независимая экспертиза.
По словам директора агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Аркадия Берещука, в таких случаях истец может обратиться в Высший арбитражный суд с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора, но, как показывает практика, дела пересматриваются достаточно редко. «В делах, касающихся товарных знаков, в первую очередь, смотрят на три момента: степень схожести, дату регистрации и классы товаров и услуг, в которых товарный знак пользуется защитой, – отметил г-н Берещук. – Тот, кто подал заявку на регистрацию знака раньше, обладает приоритетом. Если зарегистрированный товарный знак и используемый другой компанией логотип (бренд) схожи до степени смешения, то правообладатель может потребовать прекращения использования такого логотипа другим участником рынка и претендовать на компенсацию за незаконное использование товарного знака. В случае если владелец товарного знака считает, что какой-то товарный знак был зарегистрирован незаконно, поскольку, например, схож до степени смешения с его товарным знакам, и защищает те же классы товаров и услуг, то он может обратиться в палату по патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию схожего товарного знака».
Некоторые эксперты объясняют упорство УК «ЭКС» тем, что у компании могут быть планы по освоению рынка Калининграда. В самой УК «ЭКС» эти предположения отрицают. По мнению директора Пермского аналитического центра Сергея Седова, «ЭКС» предпринимает стандартные действия по защите торговой марки. «Это нормальная цивилизованная практика защиты интеллектуальной собственности. Площадка в данном случае не важна. Совсем не обязательно, что «Семья» собирается выходить на рынок Калининграда», – считает г-н Седов. |